Пост – релиз Расширенного заседания Комитета МТПП по вопросам разрешения долговых споров и укрепления платежной дисциплины субъектов предпринимательской деятельности

28 ноября 2016 - Администратор
article1289.jpg

 23 ноября 2016г. на площадке Московской торгово – промышленной палаты, состоялось Расширенное заседание Комитета МТПП по вопросам разрешения долговых споров и укрепления платежной дисциплины субъектов предпринимательской деятельности.

 Заседание было направленно на обсуждение актуальных инструментов и механизмов по разрешению долговых конфликтов, а также объединению усилий различных экспертов по предупреждению споров в экономике г. Москвы.

 

 Олег Московский - Председатель Комитета МТПП по вопросам разрешения долговых споров и укрепления платежной дисциплины субъектов предпринимательской деятельности, представил стратегию развития Комитета на период 2017-2020 гг. и проект общественной инициативы Комитета в рамках укрепления платёжной дисциплины Заказчиков/Генподрядчиков инвестиционных проектов – «Совет поставщиков – подрядчиков участников инвестиционного проекта».

 

 

 Миссия Комитета: Исследование, экспертная оценка и обобщение основных причин образования долговой нагрузки на предприятиях малого, среднего бизнеса г. Москвы, а также разработка рекомендаций и мероприятий по снижению долгов и укреплению платёжной дисциплины организаций.

 

Задачи Комитета:

-Создание инструментов и механизмов по профилактике и снижению уровня долговых конфликтов.

-Участие в нормотворческих инициативах по предупреждению долговых конфликтов и защите прав предпринимателей.

-Снижение уровня внутрирегиональной просроченной задолженности (долгов), путем устранения причин возникновения задолженности, а также совершенствование системы по профилактике и предупреждению долгов в регионе.

-Обеспечение защиты прав и законных интересов общества и государства от неэффективного управления процессами, повлекшими увеличение долгов в регионе.

-Повышение инвестиционной привлекательности, за счёт снижения долговой нагрузки на предприятия.

-Повышение финансово-правовой грамотности предпринимателей – членов МТПП.

-Повышение эффективности внесудебной работы.

-Содействие в создании Консультационного центра в рамках Евразийского Экономического союза, по предупреждению экономических рисков и долговых конфликтов предпринимателей, стран участников.

-Содействие в развитии институтов медиации, третейского суда, при разрешении долговых конфликтов.

 

 На сегодняшний день складывается ситуация, когда инвестиционный проект проходит обсуждение и согласовывается в различных общественных и государственных институтах, находит понимание и запускается в жизнь, соответственно далее при осуществлении проекта возникают различные экономические/долговые, технические и др. конфликты.

 В рамках защиты прав и интересов членов МТПП - участников инвестпроектов, осуществляемых при поддержке МТПП, Мосгордумы, с участием Правительства Москвы, требуется внедрить новый общественный институт - СОВЕТ ПОСТАВЩИКОВ – ПОДРЯДЧИКОВ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА, если сумма инвестпроекта превышает 1 млрд. руб.

 Руководство данного Совета, состоящее из представителей общественных институтов, Мосгордумы, правительства Москвы, должно иметь доступ к информации о реальном положении дел при осуществлении проекта, которую будет транслировать участникам проекта. Данный Совет должен проводить ежеквартальные рабочие встречи с представителями заказчика-генподрядчика и участниками проекта для выстраивания полного взаимопонимания и долгосрочного планирования.

 Соот-но члены Совета должны активно принимать участие в разрешении возникающих конфликтов во вне/судебном порядке, в рамках создаваемых рабочих групп – «Конфликтных комиссий». Информация о Совете должна размещаться на всех информационных носителях (реклама проекта, презентация, баннер на стройплощадке, в договорах).

 

 В своем докладе «О медиации как инструменте по разрешению споров» - Светлана Шуренкова, Председатель Комитета МТПП по медиации, рассказала о том, что медиация выступает альтернативой судебным процессам, основанной на взаимном уважении и сотрудничестве сторон в поиске взаимоприемлемого решения.

 В 2011 году в России принят Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Закон закрепляет правовые основы института медиации и регламентирует основные вопросы организации, и ее проведения, как самостоятельного способа урегулирования правовых споров. Принятие этого закона свидетельствует о том, что в России на государственном и общественном уровне в настоящее время уже сформировалось четкое представление о значении способов АРС, в частности посредничества, об их роли в защите прав и законных интересов граждан и иных субъектов права. Действительно, процедура разрешения конфликта может быть, как государственной (судебной) так и негосударственной (альтернативной). В первом случае дела заканчиваются решением суда, который представляет государство. При вынесении решения суд руководствуется правовыми нормами, обязательными для обеих сторон. На эту длительную процедуру уйдет не один год судебных тяжб и разбирательств и еще столько же времени понадобиться на исполнение судебного решения, причем это решение будет вынесено только в пользу одной из сторон. Во втором - конфликт разрешается с помощью альтернативных процедур, которые основаны на принципе компромисса, что обеспечит в дальнейшем добровольное выполнение сторонами условий договоренности.

 

 

 Дмитрий Жданухин, Заместитель председателя Комитета МТПП по вопросам разрешения долговых споров и укрепления платежной дисциплины субъектов предпринимательской деятельности, Генеральный директор ООО «Центр развития коллекторства», выступил на тему: «Перспективы развития корпоративного коллекторства для защиты прав кредиторов».

 

 

 По словам Дмитрия Жданухина, корпоративное коллекторство это эффективный инструмент, способствующий разрешению конфликтов, позволяющий кроме  стандартного юридического инструментария использовать инструментарий в рамках действующего законодательства, которого не ожидают оппоненты не возвращающие долг, например, анонсирование пресс-конференции, расширенная претензионная переписка, когда должникам показывают что даже если они бросят одну компанию, то бизнес на основе новой организации и выведенных активов не будет продолжаться достаточно хорошо, своего рода это законный шантаж.

 В рамках ассоциации очень многие коллеги, руководители организаций с разных регионов имеют статус медиаторов, т.к. на первоначальном этапе приходится договариваться и вырабатывать механизмы по урегулированию конфликтов.

 Недавно мы обратились с инициативой в Федеральную службу судебных приставов по более эффективному информированию особенно крупных, сложных должников о том, что в отношении их может возбуждаться уголовное дело по ст. 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности» и ст. 315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта». В практику деятельности ФССП необходимо внедрять два новых уведомления, это изменение стандартного уведомления об уголовной ответственности за злостное уклонение и добавится уведомление от пресс-службы управления ФССП по конкретному региону с целью заинтересовать СМИ.

 

 Владимир Герасимов, Первый заместитель генерального директора - Исполнительный директор Международной информационной Группы ЗАО «Интерфакс», рассказал о «Информационных инструментах для целей борьбы с неплатежами».

 

 

 «СПАРК-Мониторинг платежей» - первая в России система онлайн оценки рисков просрочки платежа, управления клиентским портфелем, борьбы с неплатежами. В основе продукта лежит анализ информации о своевременной/несвоевременной оплате компаниями выставленных счетов. Источник информации - данные о платежной дисциплине контрагентов, добровольно передаваемые ежемесячно в систему компаниями-участниками проекта «Мониторинг платежей».

 Мы работаем с крупными компаниями, ассоциациями различных отраслей, работаем с компаниями на основании доверия получая от них информацию о том, как их контрагенты платят по своим обязательства, считаем рейтинги, считаем таблицы, связанные с оценкой клиентского портфеля, тем самым создавая системные инструменты по борьбе с неплатежами.

 Например, в Швеции платежная информация не имеет никакого смысла, т.к. 99% организаций платят вовремя и нет потребности аккумулировать данную информацию, все друг другу доверяют. На Филиппинах по данным на 2015г., 50% всех платежей оплачивается с просрочкой в 90 дней. По нашим данным Россия находится в лучшей позиции, по сравнению с Филиппинами, но последние годы ситуация ухудшилась, мы собираем 500 000 тыс. платежных историй по компаниям, полмиллиона этих данных, которые разбросаны по разным отраслям и регионам, до кризиса было 13 % просрочки, сейчас это 20 %, так, например, в Китае 6 %, в США и Европе 3,5 %.

 Информация позволит понять, в каком направлении можно двигаться и как организовать работу компании. Глядя на реальные платежные данные видим, что последнее время ухудшилось не только финансовое положение. Многие компании не платят не потому что нет денег, а потому что можно просто не платить, ссылаясь на кризис и тяжелые обстоятельства, а также вводят некоторые компании в раздел не приоритетных поставщиков. И как раз информационные инструменты позволяют вычленить эту «болезнь», а также создать доверие к компаниям и выстраивают информационную прозрачность.

 Со своей стороны, мы готовы взаимодействовать в аккумулировании информации, которая позволит выявлять на ранней стадии проблемы контрагентов крупных компаний неплательщиков, тем самым подавая сигнал о том, что нужно принять меры.

 

 В своем выступлении «О взаимодействии СРО НП «СПЕЦАВТОПРОМ с Комитетом» - Юрий Шемчишин, Вице – президент СРО Некоммерческое партнерство «Производителей колесных транспортных средств, самоходной техники и дорожно-строительного оборудования «СПЕЦАВТОПРОМ», выразил актуальность данной проблематики и готовность взаимодействовать с Комитетом МТПП, а именно создать Рабочую группу/Подкомитет в которую войдут представители поставщиков - подрядчиков которые осуществляют поставки государственным учреждениям, в рамках которых происходят долговые споры.

 СРО НП «СПЕЦАВТОПРОМ» представляет собой полновесный российский институт саморегулирования, в составе которого находятся производственные предприятия, выпускающие специализированную технику (строительную, дорожную, коммунальную, наземную аэродромную, прицепную, самоходную) и дорожно-строительное оборудование на территории России и других стран Таможенного союза, с общей численностью трудящихся более 70 000 человек

 Правительство, Государство, Президент, требуют, чтобы после поставки техники/оборудования, производители рассчитывались в течении 30 дней, для производителей это фантастика, как правило это 60-90 дней. Самый важный вопрос, как эту проблему решить с государственными структурами, ответа просто нет.

 Частники берут завозят технику, выходят на конкурсы, так называемые «фирмы однодневки» побеждают и берут у этого частника технику, которую он привёз из – за рубежа, как правило бэушную и семилетнюю, в следствии чего наши предприятия стоят на месте и страдают от этого.  

 

 Далее состоялись выступления членов, руководителей Комитетов и Гильдий МТПП.

 

 Илья Жарский, Управляющий партнер Экспертной группы «VETA», рассказал о существующих проблемах малого и среднего бизнеса: «Наша практика показывает следующую проблему, кредиторы особенно небольшие в рамках банкротств в том числе крупных предприятий, абсолютно не защищены. Крупные залоговые кредиторы, такие как банки в рамках банкротства диктуют свою политику, а малому и среднему бизнесу держателям небольших долгов как правило мало что достаётся, и они не влияют на ход банкротства. Также большая проблема — это ведение банкротства арбитражными управляющими, которые ангажированы лицами, инициирующими умышленное банкротство с целью вывода активов. Со всеми неправомерными действиями можно бороться, есть инструменты как юридические, процессуальные, также необходимо привлекать различного рода оценщиков, экспертов по финансово – экономической экспертизе. Можно отстранить арбитражных управляющих, которые находятся на стороне лиц, инициирующих преднамеренное банкротство. Очень важна просветительская работа, обучение, проведение конференций, выпуск аналитических материалов с практическими рекомендациями и конкретными кейсами для малого и среднего бизнеса.

 

 

 Далее выступление продолжил Владимир Гудков, Генеральный директор ООО «Центральное Долговое Агентство». Сегодня «Центральное Долговое Агентство» – это 10 лет успешного опыта сотрудничества в сфере оказания коллекторских услуг с крупнейшими российскими и зарубежными банками и другими организациями, основано в январе 2007 года с целью предоставления комплекса услуг по взысканию задолженности.

 Недавно принят федеральный закон регулирующий деятельность коллекторов, который напрямую касается нашей сферы деятельности, и одна из основных задач которую можно решать посредством формирующихся инструментов в рамках Комитета это обсуждение закона, а также выработка комплексного решения, создание коллективного мнения разных представителей этого рынка, для того чтобы понимать, как на него реагировать, как исполнять, и какая ответственность в дальнейшем будет предусматриваться к нарушителям.

 Например, коллекторов сейчас ограничат в количественных действиях по отношению к заемщикам с просрочкой, также допускается лишь один звонок в день, два в неделю, а что считать звонком? Если произошёл, обрыв связи, является ли это звонком? Большое ограничение, которое будет накладываться этим законопроектом – возможность должника отказаться от взаимодействия в одностороннем порядке, как с представителями кредитных организаций, так и с профессиональными коллекторскими агентствами, представляющими эти компании через четыре месяца выхода на просрочку.

 

 

 Степан Седаков, Генеральный директор Группы юридических компаний «EXPLORUS GROUP»: «В рамках Комитета очень важен обмен опытом, приобретение новых методик и наработок, которые используют коллеги в работе с долгами. Мы более 10 лет специализируемся на взыскании долгов юридических лиц, кроме того было бы интересно если посредством нашего комитета удалось повлиять на законодательство несовершенное в нашей области. Проблема неплатежей душит бизнес хуже всего, на данный момент должники они безответственны, они понимают, что даже если они ничего не отдадут им по сути ничего не грозит. Было бы полезно поучаствовать в законодательной инициативе, надеемся на результативное сотрудничество».

 Выступление продолжила Елена Табачинская, Заместитель Председателя АНО «ЦЕНТРЮРГОРСТРОЙ», Третейский суд строительных организаций города. Третейское разбирательство – это площадка по взысканию долгов в правовом поле. Судебные споры рассматриваются Третейским судом коллегиально. Каждая сторона в соответствии с регламентом суда выбирает по одному судье из всего списка третейских судей. Третьего судью в состав суда, рассматривающего конкретное судебное дело, назначает Председатель Третейского суда или его заместитель. Срок рассмотрения дел, принятых Третейским судом к производству, не превышает трех месяцев, что значительно быстрее, чем рассмотрение аналогичных дел в более загруженных арбитражных судах и судах общей юрисдикции города.

 На данной площадке создан финансовый суд, который рассматривает не только строительные споры. В третейском разбирательстве могут участвовать не только юристы, могут участвовать на позиции арбитров специалисты профильного направления для более глубокого рассмотрения вопросов. Это самый лучший инструмент развития и разрешения споров между компаниями.

 

 По мнению Михаила Козлова, Заместителя генерального директора Национального БЮРО кредитных историй, создание комитета очень своевременно и целесообразно, полезно для всех участников коммерческой деятельности. НБКИ крупнейшее на рынке кредитных историй в РФ. Учреждено 30 марта 2005 года по инициативе Ассоциации российских банков и действует на основании Федерального закона «О кредитных историях». Задачи НБКИ: снижение кредитных рисков в банковской системе, формирование положительного имиджа добросовестных заемщиков, укрепление их деловой репутации и инвестиционной привлекательности, повышение уровня защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, развитие предпринимательской деятельности связанно со способностью создания доверия, предотвращение мошенничества.

 В настоящее время около 190 млн. записей кредитных историй, около 4 000 кредиторов /партнеров, источников и пользователей информации, 80 млн. уникальных заёмщиков физических лиц, а это порядка 82 % экономически активного населен страны и около 2 млн. уникальных корпоративных заёмщиков, юридических лиц и ИП.

 

 Александр Боков, Заместитель председателя Гильдия производителей и поставщиков подшипниковой продукции при МТПП, рассказал о том, что перед участниками гильдии поставлен вопрос создания информационной системы всей мировой подшипниковой промышленности, одним из разделов этой информационной системы, стала страница «фирмы нарушители платежной дисциплины», это настолько больной вопрос, что сами участники бизнеса считают, что эта информация в любой форме оказывает им помощь, если такая система становится широко доступной, то для фирмы должника возникают сложности ведения бизнеса. Совершенно правильно поставлен вопрос, что мы не столько должны искать возможности «выбивать» старые долги, а принять меры к тому, чтобы он не образовывались.

 

 

 Участниками заседания стали порядка 40 представителей следующих компаний: Гильдия производителей и поставщиков подшипниковой продукции при МТПП, Национальное БЮРО Кредитных историй, Общественно-консультативный совет по вопросам координации и взаимодействия Правительства Москвы с кредитными организациями, Центра развития банковской системы Ассоциация «Россия», Подкомитет ТПП РФ по лизингу, СРО НП «Производителей колесных транспортных средств, самоходной техники и дорожно-строительного оборудования «СПЕЦАВТОПРОМ» (СРО НП «СПЕЦАВТОПРОМ»), Комитета МТПП по медиации, Комитет МТПП по устойчивому развитию и инвестициям, Комитет по экономическому и торговому сотрудничеству Московской ассоциации предпринимателей, Федеральная служба судебных приставов по Москве, Ассоциация «Безопасность Бизнеса» (региональных торгово – промышленных палат), ЗАО «Коминвест-АКМТ», ООО «М.К. Асептика», Лаборатория «Богатикова» - Экспертиза экономических преступлений и экспресс-экспертиза инвестиционных рисков, Д.Э.Н. профессор, Международная информационная Группа ЗАО «Интерфакс», ООО «Центральное Долговое Агентство», Экспертная группа «VETA», ООО «Центр развития коллекторства», ИД «Мир Безопасности», ООО «Московский Мир», Группа юридических компаний «EXPLORUS GROUP», АНО «ЦЕНТРЮРГОРСТРОЙ» - Третейский суд строительных организаций города,  ООО «ЮрПартнерЪ», Холдинг «ЗАщита КОНструкций-М», ООО «Арбитр», ООО «АВЕЛАН», Информационно – правовое обеспечение «Гарант» и др.

 

 

 По итогам мероприятия были приняты следующие решения:

1.Создать в 2107г.:

-Подкомитет по долговым спорам в сфере ЖКХ и энергетики.

-Подкомитет по долговым спорам в кредитно-банковском секторе.

-Подкомитет по налоговым спорам.

-Подкомитет по защите прав и законных интересов поставщиков и подрядчиков.

 

2.Подписать соглашение о взаимодействии с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Москве.

3.Провести заседание с участием представителей Общественной палаты г. Москвы, Мосгордумы, Правительства г. Москвы и др. заинтересованными участниками, для обсуждения инициативы Комитета о создании «Совета поставщиков – подрядчиков участников проекта», при осуществлении инвестпроектов на сумму свыше 1 млрд. руб. в Москве.

4.Провести серию круглых столов по долговой проблематике (Банки, ЖКХ, Энергетика, Поставщики/подрядчики).

5.Создать реестр долговых конфликтов.

6.Подписание соглашения с представителями Институтов Третейского суда и медиации.

7.Содействовать в создании Консультационного центра в рамках Евразийской экономической комиссии по предупреждению экономических рисков и долговых конфликтов предпринимателей, стран участниц.

 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
kupimebel74.ru turchel.ru