Южноуральские машиностроители: «Мы оттолкнулись от дна, наметился подъём»

15 сентября 2017 - Администратор
article1478.jpg

 После падения, которое продолжалось достаточно долго, ситуация в машиностроительной отрасли Челябинской отрасли начала стабилизироваться. Однако некоторые эксперты объясняют стабилизацию привычкой работать в условиях постоянного кризис.

 Машиностроение наряду с металлургией является локомотивом Челябинской области. Что же сегодня происходит в машиностроительной отрасли? Можно ли ситуацию назвать стабильной? Как в ближайшие годы будет развиваться отечественное машиностроение? 

 

 В пресс-центре «АиФ-Челябинск» прошла пресс-конференция, посвящённая предстоящему Дню машиностроителя. Участие приняли:

-Казаков Сергей Геннадьевич, директор ОГАУ «Государственный Фонд развития промышленности Челябинской области»;

-Королёв Алексей Николаевич, заместитель генерального директора АНО «Центр кластерного развития Челябинской области»;

-Кравчук Сергей Владимирович, председатель Комитета по машиностроительному комплексу Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, генеральный директор ГК «Уралкран»;

-Московский Олег Евгеньевич, руководитель Совета поставщиков, подрядчиков ОПК при Челябинском РО «Союз машиностроителей»;

-Калашников Евгений Владимирович, коммерческий директор ООО «ДСТ-УРАЛ»;

-Нестеров Дмитрий Александрович, генеральный директор ООО «Завод Прайд»;

-Ваулин Сергей Дмитриевич, директор Политехнического института ЮУрГУ.

 

Публикуем сокращённую версию стенограммы мероприятия.


Итак, какова на сегодня ситуация в машиностроительной отрасли?

Казаков С.Г.: То, что мы видим в 2017 году, с осторожностью можно назвать первыми признаками стабилизации. Появляются новые проекты. В отличие от 2016 года, машиностроительный малый и средний бизнес ведет себя более активно, инвесторы готовы вкладываться в развитие компаний. Деятельность «Фонда развития промышленности» ориентирована на малый и средний бизнес. На сегодняшний день нами одобрено четыре проекта: три проекта с софинансированием федерального фонда («Биоморфные роботы», ЗАО «Мапра», ООО «Уралспецарматура») и один проект малого бизнеса одобрен с финансированием из средств только местного фонда («Союзполимер»). «Союзполимер» реализует проект по производству высокобарьерной полимерной девятислойной пленки. Пленка уникальная по своим характеристикам, то есть, мы сможем покупать продукты с более долгим сроком хранения и в более качественной упаковке. 

 Всего в разработке находятся 20 проектов. Сумма финансовой поддержки регионального фонда составляет 250 миллионов рублей, а с учётом софинансирования федерального фонда сумма составляет около 500 миллионов рублей. Деятельность фонда максимально открыта и прозрачна. Мы работаем в гораздо более «мягком» формате, чем банки. Фонд развития промышленности финансирует проекты развития и, по возможности, старается помочь каждому. 


Как будет развиваться отечественное машиностроение в ближайшем будущем?

Казаков С.Г.: Машиностроение, по моему мнению, это то, без чего любая страна не может быть конкурентоспособной. Я думаю, что ставка на машиностроение будет отражена как приоритетная и в стратегии развития региона. Машиностроение должно и будет развиваться, в первую очередь, за счёт увеличения эффективности производства. Как пример могу привести финансируемое нами частное предприятие «Союзполимер». Аналогов ультрасовременного оборудования, которое было закуплено для данного предприятия, в России нет. 

 Мы упростили процедуру прохождения экспертизы для предпринимателей, претендующих на финансирование только из средств регионального фонда. 

 Фонд проводит мероприятия, с целью информировать бизнес о новинках в сфере машиностроения.  В рамках встреч мы стараемся соединять предприятия ОПК и малый бизнес для создания и развития новых проектов. 

 

 Фонд представит два новых продукта: 

• Конверсия (производство гражданской продукции на предприятиях ОПК), с займами от 200 до 750 миллионов рублей, сроком до 5 лет (1-2,5% годовых).

• Поддержка предприятий, производящих комплектующие с целью импортозамещения, с займами от 250 до 500 миллионов рублей. В данной программе до 75% суммы может финансироваться за счет средств фонда.

 

Улучшилась ли ситуация в отрасли по сравнению с прошлым годом?

Кравчук С.В.: Существенных позитивных изменений не произошло. Есть определенная волатильность, но я бы не сказал, что это тенденция к росту. В целом есть стабилизация по второму кварталу, небольшой (1–2%) рост в третьем квартале, но, по ощущениям, это все с лихвой компенсируется упадком четвертого квартала и первого следующего года. Есть положительные тенденции лишь в сельскохозяйственном машиностроении. Стабилизировалась ситуация, связанная с машиностроением в нефтедобывающей отрасли, однако, в некоторых областях падение продолжается. Например, наши металлурги активно закупают украинские краны. И Украина имеет заказы на год вперед, при дефиците заказов внутри страны. В лучшем случае мы не падаем. Любая более или менее стабильная ситуация, даже стабильное падение, позволяет планировать. Упаднические настроения закончились, все прогнозируют свои бюджеты и планы по развитию, исходя из того, что роста не будет. Вы сравните уровень привлеченных федеральных субсидий Свердловской области и Челябинской области. За первый квартал в Свердловской области привлечено больше миллиарда федеральных субсидий. Если в Челябинской области дадут полмиллиарда за год, это будут замечательные цифры. Но работа правительства Челябинской области по поддержке машиностроителей откровенно слабая.

 

Чем занимается «Центр кластерного развития Челябинской области»?

Королёв А.Н.: ЦКР в основном занимается выявлением кластерных инициатив в регионе, а также консультационной и методологической помощью в создании и регистрации промышленных кластеров. 

 

Что такое «промышленный кластер»?

Королёв А.Н.: Промышленный кластер – это группа промышленных предприятий, связанных между собой функциональной зависимостью и территориальной близостью.

Это несколько промышленных предприятий, первое из которых продает свою продукцию второму, производящему из нее свою продукцию, с использованием продукции, купленной у первого участника  и так далее, пока продукт не доходит до последнего предприятия, продающего продукцию на рынок. Такая схема называется кооперационной цепочкой. 

 

Какие меры поддержки осуществляет ЦКР?

Королёв А.Н.: Существует государственная мера поддержки – субсидии. Субсидировать можно до 50% от стоимости совместного проекта. Деньги получает не сам кластер, а отдельный его участник. Данная мера поддержки является невозвратной, то есть субсидированные деньги участниками не возвращаются. 

 

Сколько промышленных кластеров в нашем регионе? Как давно они существуют?

 

Королёв А.Н.: Создание и регистрацию промышленных кластеров регламентирует 779 постановление РФ, появившееся в августе 2015 года. В 2016 году было зарегистрировано 8, а в  2017 – 21 промышленный кластер. Еще 15 находятся в стадии рассмотрения. Данная мера поддержки однозначно востребована. Три проекта 2017 года будут профинансированы. Общая их стоимость – 1,3 миллиарда рублей, из которых 847 миллионов будут выделены государством. В Челябинской области зарегистрирован один промышленный кластер: «ПЛАНАР». Заявку на регистрацию подали кластеры «Робототехника», «Уралагромаш» и «Легкая промышленность». 

 

Что такое диверсификация предприятий ОПК?

Московский О.Е.: В мае 2017 года Союзом машиностроителей был поднят вопрос диверсификации предприятий ОПК. В стратегии  экономической безопасности РФ до 2030 года вышел указ президента. По этому указу предприятия ОПК должны ввести до 50% продукции гражданского назначения. Для этого каждое предприятие должно индивидуально разрабатывать свою внутреннюю программу действий. Из за некой инертности данных предприятий был создан Совет поставщиков – подрядчиков  в региональном союзе Машиностроителей. Смысл диверсификации – это создание на базе существующего оборудования гражданской продукции.


Какие проблемы актуальны для ООО «Завод Прайд»? Существует ли проблема неплатежей?

Нестеров Д.А.: Мы являемся предприятием малого бизнеса. Мы поняли, что ничего хорошего в ближайшее время не предвидится. В связи с уменьшением внутреннего потребления нашей продукции (буровая техника) были вынуждены выйти на внешние рынки, на экспорт. Сегодня 50% нашей продукции идет на экспорт: 30% — в страны СНГ, 20% — в Прибалтику, Восточную Европу, Африку, страны Азии (кроме Индии и Китая). Проблема неплатежей для нас неактуальна, поскольку мы работаем только с проверенными предприятиями и требуем до 50% предоплаты.

 

Какие изменения произошли на предприятии ООО «ДСТ-УРАЛ» за последнее время?

Калашников Е.В.: Мы производим самые современные бульдозеры в России. Есть направления стабилизации отрасли. Но тяжёлые годы прошли. 2016 год оказался достаточно непростым, но переломным, а в 2017 году наметился явный сдвиг в ситуации. В этом году мы планируем достичь лучших показателей 2011 - 2012 годов. Мы коснулись дна, оттолкнулись от него и начали восстанавливать объемы и стремиться к нормальной ситуации, которая должна быть в России достигнута в ближайшие год-два. Сейчас мы наращиваем свой выпуск + 40% к прошлому году. Большой ассортимент техники сформирован на сегодняшний момент, но задача стоит еще больше. Цель — построение в Челябинске второго мощного производителя бульдозеров, тракторов по типу ЧТЗ. Мы достигли 25% объема ЧТЗ и видим для себя абсолютно реальную цель — выйти на аналогичный объем в течение 5 лет. Что касается общего состояния отрасли, то машиностроение в России в упадке. Если «Фонд развития промышленности» не будет целевым образом сам определять отрасли, которые необходимо профинансировать, то улучшения наблюдаться не будет. Коммерческие банки совершенно не заинтересованы в финансировании машиностроения, хотя в государственной программе оно заявлено, как основная приоритетная отрасль. Важно отметить, что, несмотря на сложные политические отношения, Украина вынуждена покупать нашу продукцию. Также огромную помощь в подготовке и предоставлении кадров оказывает ЮУРГУ. Профильная кафедра тракторостроения заинтересована в нашем предприятии. Студенты 3-4 курса участвуют в наших разработках.

В прошлом году представители предприятий машиностроительной отрасли жаловались на проблему кадров, говоря, что выпускники ВУЗов не подготовлены к работе на предприятиях…

 

Ваулин С.Д.: ЮУРГУ обязан предугадывать изменения, опережая текущее состояние, в том числе и в области машиностроения. Мы это прекрасно понимаем и применяем в образовании, используя проектный подход. Осуществляя практическую работу в крупных проектах для предприятий, студенты получают необходимую практику. Университет активно работает с предприятиями на различных мероприятиях (дни открытых дверей, промышленные выставки и т.д.). В 2016 году была придумана «элитная подготовка». Это более углубленная и остронаправленная подготовка по определенному виду деятельности. Сейчас эта важная работа находится на начальной стадии. Очень хочется получить отклик предприятий. Я призываю коллег к сотрудничеству в этой сфере, с целью улучшения ситуации в подготовке кадров.

 

www.chel.aif.ru

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
kupimebel74.ru turchel.ru